Учащиеся МБОУ СОШ №2 р.п.Беково Матыскин Кирилл, Мурашов Сергей, Балаев Павел, Гнусарёв Илья, Китавцев Андрей и Самарин Евгений стали победителями в региональном конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов – 2013, с проектом «Руку дружбы – роднику».
В Пензенской области учтено 532 родника, неучтенных источников еще около 1,5–2 тысяч.
Родники, находящиеся в лесах, внесены в паспорта обходов лесной охраны, которая осуществляет контроль их состояния и проводит необходимую работу по благоустройству. Штат их слишком мал, чтобы охватить все родники, и мы, первые в районе, решили оказать помощь в выявлении неучтённых источников и приведении их в надлежащий вид.
Целью работы мы поставили - найти родник, которого нет в реестре лесного хозяйства, исследовать качество взятой из него воды и облагородить найденный источник.
Объектом исследования послужил забытый с XIX века родник, найденный в районе г.Шихан р.п.Беково Пензенской области.
Немного истории…
На гору Шихан близ села Беково в 1877 году Адриан Устинов (был крупным бековским помещиком 53 года (с 1830 года по 1883 год) и имел в своем распоряжении 2000 душ) провел деревянный водопровод, который наполнялся водой из родников, расположенных у подножья горы. По нему вода поступала в фонтан – каменную шестирукую наяду, державшую в каждой ладони по лилии. Из них струилась вода.
В соответствии с выбранной методикой изучение родника проводили по следующему плану:
1. Физико-географическая характеристика района исследования.
2. Описание источника.
3. Выход родника. Дебит.
4. Куда течет вода? Зависимость количества воды в роднике от погоды.
5. Влияние родниковых вод на рельеф местности.
6. Определение качественного состава воды:
- мутность, прозрачность, цвет, запах и др.;
- качественное определение на наличие сульфатов, гидрокарбонатов и хлоридов в химической лаборатории школы;
- состав осадка.
7. Органический мир (растительность, животные).
8. Оценка экологического состояния родника.
Достигнутые результаты:
1. Нашли источник, которого нет в реестре лесного хозяйства, исследовали качество взятой из него воды, составили паспорт родника.
2. Расчистили территорию вокруг источника.
3. Обложили родник природным камнем и вставили трубу для стока воды.
4. Привели в порядок емкость для сбора воды: выпилили ветки, скрывающие её, очистили от мха и лишайника, побелили.
5. Сделали скамейку для отдыха около родника и ступеньки для спуска.
|
|
|
Расчистка выхода родника |
Отведение воды |
Замес цементного раствора |
Предложения по охране и благоустройству источника (практические рекомендации):
1. Принять меры против эрозии почвы: посадить по краю склона, куда стекает вода из родника, кустарники для укрепления почвы.
2. Регулярно проводить акции по чистке родника: стокового желоба, окружающей территории.
3. Периодически (2 раза в сезон) проводить анализ дебита воды в роднике.
4. Обратиться к жителям с предложением о разумном и экономном использовании воды, особенно в летнее время, и бережном отношении к прилегающей территории. Для этого составить листовки для жителей с просьбой не мусорить около родника, являющегося культурным наследием нашего посёлка, и беречь все, созданное природой и руками человека.
5. В школе провести беседы о том, что дает нам вода.
6. Весной провести школьные экологические акции по уборке мусора на территории родника, в которых примут участие школьники 5-11 классов.
7. Организовать и провести экскурсию на родник для учащихся 1-4 классов школы.
8. Ежегодно, весной, проводить операцию «Живи, родник!» для учащихся 5-11 классов с целью поиска и очистки новых родников.
|
|
|
Транспортировка природного камня |
Кладка камня |
Уборка прилежащей территории |
Перспектива. Заключение.
Мы планируем продолжить исследования и эколого-образовательную деятельность на территории родника, поскольку нами были обнаружены ещё несколько выходов воды на поверхность. Включить в работу и учеников начальной школы, организовав для них цикл бесед и проведение экскурсий на тему: «Культурное наследие нашего посёлка», «Значение воды в жизни человека и окружающей среды», «Отличие родниковой воды от водопроводной» и другие, а также проведение экологических акций по очистке и уборке мусора на территории родника.
В дальнейшем планируем вести мониторинг обнаруженных нами источников и анализа качества воды.
Ходатайствовать перед администрацией лесного хозяйства о регистрации найденного нами родника и присвоении ему названия «Устинов».
|
|
|
Чистка емкости для сбора воды |
Побелка емкости для сбора воды |
Результат |
Бескорыстная работа ребят уже отмечена дипломами регионального и общероссийского уровней:
|
|