Подборка подготовлена по материалам электронного сборника
«Энциклопедия административной работы в школе»
Банк взбодрилок
В нашей школе учителя начальных классов уделяют этому особое внимание. Принимая первоклашек, они стремятся диагностировать как формирование умений к учебной деятельности, так и психофизические возможности каждого ребенка. Простые на первый взгляд методики обследования помогают наметить дальнейший путь развития или коррекции. На вооружении педагога всевозможные методы тестирования. Используя разнообразный материал для обследования, необходимо определить состояние мелкой моторики начинающих учеников, ведь ее развитие играет большую роль в обучении письму. Наблюдения за тем, как ваш подопечный выполняет задания, позволит выяснить состояние его нервной системы, тип психической деятельности и наметить пути дальнейшей фронтальной и индивидуальной работы.
Не секрет, что уроки-сказки, уроки-путешествия наиболее приемлемы в начальной школе, они развивают интерес, формируют положительную мотивацию к учебной деятельности. Такие уроки позволяют разнообразить предлагаемый материал, сделать его значимым для ребенка и таким образом способствовать его самовыражению. Самовыражение - это не скучная работа, а постоянный поиск ответов на интересующие вопросы, что и делает маленького школьника способным к инициативе, воспитывает стремление добиваться хороших результатов. Ребенок становится искателем, участником происходящего на уроке - в такой ситуации не место скуке! Он с удовольствием идет на урок, не испытывает страха быть непонятым учителем.
Но в то же время урок обязует ученика приобретать знания сидя за партой. Вот она всеми не любимая гиподинамия. Как с ней бороться? На выручку приходят давно известные физкультминутки. Конечно, если педагог не продумывает их тематику, не вносит разнообразие в двигательные операции, такие мини-зарядки вряд ли принесут большую пользу детям. Они станут привычными, будут выполнятся без интереса и не станут выполнять свою основную функцию: повышать двигательную активность, улучшать эмоциональный настрой.
Мы стараемся при составлении комплекса физкультминуток следовать основным требованиям: во-первых, упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это - потягивания, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте, движение кистями. Во-вторых, упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятия, носить игровой характер. В-третьих, комплекс должен состоять из одного-двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. В-четвертых, содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий следует включать в физкультминутку движения рук, сжимание и разжимание пальцев и другие, на уроках трудового обучения - упражнения на расслабление мышц рук.
Можно выделить несколько блоков оздоровительных минут: а) для красивой осанки и укрепления мышц спины; б) для активного расслабления различных групп мышц; в) для снятия нервной усталости, эмоционального напряжения; г) для снятия зрительного напряжения; д) для психологической релаксации.
Так, например, для укрепления осанки используется упражнение «Елочка растет». Руки поднимаются через стороны вверх, ладони друг к другу. Потягивание всем телом - елочка растет прямо, тянется к солнцу. Руки плавно опускаются и расслабляются. При выполнении упражнения проговариваются слова:
Ну-ка, елочка расти,
Ветки к солнцу протяни.
Станем мы с тобой друзья,
Подрасту с тобой и я.
Дети очень любят сказки А.С. Пушкина - это позволяет подключить воображение:
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Ученики выполняют упражнение «Лебедь»: руки опущены, пальцы в замке. Руки выпрямляются и поднимаются вверх, не наклоняя туловища и головы. Чем ни гордая лебедь!
Чтобы физкультминутка была связанна с материалом урока, нужна фантазия. На уроке ручного труда дети с увлечением выполняют аппликацию «Семеновская матрешка». Все та же матрешка помогает им и отдохнуть:
Как у нашей у матрешки,
Очень теплые ладошки,
На щеках румянец жаркий
И платочек очень яркий.
Выполняя предложенные учителем упражнения, дети не только отдыхают, но и закрепляют отличительные особенности матрешки. Упражнения позволяют расслабить мышцы, разогреть их.
Очень важно снимать зрительное напряжение учащихся. С увлечением дети начальных классов выполняют упражнение «Веселый мяч». Мяч в руках водящего описывает различные траектории, остальные следят за ним, не поворачивая головы.
Чтобы не превращать физкультминутки в унылое повторение однотипных упражнений, мы собрали банк оздоровительных взбодрилок, который постоянно пополняется.
Еще в позапрошлом веке Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения… Гимнастика, прогулки на свежем воздухе и вообще все, что укрепляет нервы, имеет большее значение для здоровья памяти, чем всевозможные мнемонические подставки».
Физкультминутки в начальной школе
Упражнения в положении стоя
Для одной физкультминутки из каждого исходного положения целесообразно выбрать одно из упражнений и повторить его 4-5 раз.
Исходное положение (и.п.) |
Действия на счет «1» |
Действия на счет «2» |
Действия на счет «3» |
Действия на счет «4» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Основная стойка, руки вниз |
Руки к плечам |
Руки вверх |
Руки к плечам |
И.п. |
Руки в стороны |
Руки вверх |
Руки в стороны |
И.п. |
Руки в стороны |
Руки к плечам |
Руки в стороны |
И.п. |
Руки в стороны |
Руки вперед |
Руки в стороны |
И.п. |
Руки за голову |
Наклон вправо |
Выпрямиться |
И.п. |
Руки за голову |
Наклон влево |
Выпрямиться |
И.п. |
Руки в стороны |
Руки вверх, хлопок над головой |
Руки в стороны |
И.п. |
Руки вперед, хлопок в ладоши перед собой |
И.п. |
Руки назад, хлопок в ладоши за собой |
И.п. |
Прыжком ноги врозь, руки в стороны |
Прыжком в и.п. |
Прыжком ноги врозь, руки в стороны |
Прыжком в и.п. |
Ноги на ширине плеч, руки на поясе |
Наклон вправо |
И.п. |
Наклон влево |
И.п. |
Поворот вправо, правую руку вправо |
И.п. |
Поворот влево, левую руку влево |
И.п. |
Руки в стороны |
Поворот вправо |
Стать прямо, руки в стороны |
И.п. |
Руки в стороны |
Поворот влево |
Стать прямо, руки в стороны |
И.п. |
Руки в стороны |
Наклон вперед, руки вниз |
Выпрямиться, руки в стороны |
И.п. |
Круговые движения головой вправо |
И.п. |
Круговые движения головой влево |
И.п. |
Прыжки на двух ногах на месте |
Ходьба на месте |
Ноги на ширине ступни, руки на поясе |
Поднимаемся на носки, руки за голову |
Возвращаемся в и.п. |
Приседаем, руки за голову |
Возвращаемся в и.п. |
Приседаем, руки вперед |
Возвращаемся в и.п. |
Руки поднимаем через стороны вверх |
Возвращаемся в и.п. |
Приседаем, хлопок в ладоши перед собой |
Возвращаемся в и.п. |
Правую ногу назад на носок, руки к плечам |
Возвращаемся в и.п. |
Левую ногу назад на носок, руки к плечам |
Возвращаемся в и.п. |
Правую ногу назад на носок, руки вверх, прогнуться |
Возвращаемся в и.п. |
Левую ногу назад на носок, руки вверх, прогнуться |
Возвращаемся в и.п. |
Ноги на ширине ступни, руки к плечам |
Приседаем, руки вперед |
Возвращаемся в и.п. |
Руки вверх |
И.п. |
Руки вверх |
И.п. |
Руки в стороны |
Наклон вперед, коснуться носков ног |
Выпрямиться, руки в стороны |
И.п. |
Правую ногу назад на носок, руки вверх |
И.п. |
Левую ногу назад на носок, руки вверх |
И.п. |
Вращение согнутыми в локтях руками вперед |
Вращение согнутыми в локтях руками назад |
Руки вверх, поднимаясь на носки |
Возвращаемся в и.п. |
Правой ногой шаг вправо |
И.п. |
Левой ногой шаг влево |
И.п. |
Руки в стороны |
Хлопок над головой |
Руки в стороны |
И.п. |
Упражнения в положении сидя
Для одной физкультминутки из каждого исходного положения выбираем одно из упражнений и повторяем его 4-6 раз.
Исходное положение (и.п.) |
Действия на счет «1» |
Действия на счет «2» |
Действия на счет «3» |
Действия на счет «4» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ноги на ширине ступни, руки за головой |
Наклон вправо |
И.п. |
Наклон влево |
И.п. |
Поворот туловища вправо |
И.п. |
Поворот туловища влево |
И.п. |
Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, коснуться парты сзади |
Возвращаемся в и.п. |
Поворот туловища влево, левую руку в сторону, коснуться парты сзади |
Возвращаемся в и.п. |
Ноги на ши-рине ступни, руки к плечам |
Руки в стороны |
Хлопок в ладоши перед собой |
Руки в стороны |
И.п. |
Вращательные движения локтями вперед |
Пауза |
Вращательные движения локтями назад |
Пауза |
Выпрямляя руки вперед, коснуться края парты |
Возвращаемся в и.п. |
Ноги на ширине ступни, прямые руки перед собой |
Поднять правую руку вверх |
Одновременно правую руку вниз, левую вверх |
Левую руку вниз |
И.п. |
Сжимаем пальцы рук в кулак |
И.п. |
Прямые руки вверх, прогнуться назад |
И.п. |
Прямые руки вверх, прогнуться назад |
И.п. |
Максимально свести пятки вместе |
Максимально сжать пальцы ног |
Максимально свести носки вместе |
Максимально расслабить пальцы ног |
Гимнастика для глаз
Для проведения гимнастики выбираем одно из упражнений и повторяем его три раза.
1. Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем поднять до отказа вверх, после этого скосить их до отказа влево и, наконец, опустить вниз. Сделав небольшую паузу, повторить упражнение еще раз в обратном порядке.
2. Голову держать прямо, глаза скосить сначала до отказа вправо, затем скосить их до отказа влево, задержаться в этом положении несколько секунд и после этого возвратиться в исходное положение.
3. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
4. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль считая до пяти.
5. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6.
6. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично - с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.
7. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх-налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево вверх-направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
8. Используются траектории «восьмерка», зигзаги, спирали, треугольник с кругом и меньшим треугольником в середине. По ним дети «бегают» глазами.
9. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот.
10. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Стихотворения для проведения гимнастики
Для проведения гимнастики выбираем одно из упражнений.
1. Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
2. Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту сесть опять.
3. Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять-шесть - тихо сесть,
Семь-восемь - лень отбросим!
4. Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
5. Раз, два - мы проснулись,
Три - в кровати потянулись,
Четыре - солнцу улыбнулись.
Пять - кровать заправляем,
Шесть - лицо мы умываем,
Семь - зарядку выполнять,
Восемь - душ скорей принять.
Девять - быстро обтираться,
Десять - надо одеваться,
Срочно в школу собираться.
Не спеши, дружок, постой!
Зубы чисти, причешись,
Побыстрее шевелись!
Подвижная физкультминутка
Для проведения физкультминутки выбираем одно из упражнений.
1. Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, правой - раз, посмотрите все на нас!
Все захлопали в ладошки - дружно, веселей!
Застучали наши ножки - громче и быстрей!
По коленочкам ударим - тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем - выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда, повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли. Сели - встали, сели - встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали и подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч,
Снова выстроились в ряд, снова вышли на парад.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!
2. По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте).
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки (прыжки на месте на обеих ногах).
Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем (ходьба на месте).
3. Мы поставили пластинку и выходим на разминку (ходьба на месте).
На зарядку, на зарядку, на зарядку становись!
Начинаем бег на месте, финиш метров через двести! (бег на месте)
Раз! Раз-два, раз-два, раз-два, раз-два,
Ниже, дети, не ленитесь (наклоны туловища вперед, руки на поясе), поклонитесь, улыбнитесь!
4. Сесть на стул прямо и ровно, закрыть глаза;
Сесть на стул и посидеть на нем, согнувшись;
Сесть на стул, поставив ступни на край стула;
Сесть на стул, вытянув ноги вперед;
Сесть на стул, закрутив ноги за ножки стула;
Сесть на самый край стула;
Сесть на стул лицом к его спинке и обхватить ногами спинку стула.
5. На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди, да смотри - не упади.
А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый.
А ногу правую - к груди, да смотри - не упади.
Мимическая гимнастика
Для проведения мимической гимнастики выбираем одно из упражнений.
1. Вытяните губы трубочкой.
Растяните губы как можно шире.
Делайте глаза как можно удивленнее.
Зажмурьте глаза как можно сильнее.
Подвигайте челюстями вправо и влево.
Подвигайте бровями, сморщите лоб.
Сделайте свое лицо добрым и смешливым; удивленным и радостным.
2. Брови свести и развести.
Глаза сильно прищурить и широко открыть.
Губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать их.
Шею максимально вытянуть, а затем опустить.
Плечи максимально свести и развести.
Руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов и улыбнуться.
Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения
Для проведения гимнастики выбираем одно из упражнений и повторяем его 6 раз.
Исходное положение (и.п.) |
Действия
на счет «1» |
Действия
на счет «2» |
Действия
на счет «3» |
Действия
на счет «4» |
Сидя на стуле, руки на пояс |
Голову наклонить вправо |
И.п. |
Голову наклонить влево |
И.п. |
Голову повернуть направо |
И.п. |
Голову повернуть налево |
И.п. |
Правая рука - вперед, левая - вверх |
И.п. |
Левая рука - вперед, правая - вверх |
И.п. |
Махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево |
И.п. |
Махом правую руку занести через левое плечо, голову повернуть направо |
И.п. |
Физкультминутка на уроке
Что и говорить, каждый урок для школьника - это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности. Энергичных детей с блеском в глазах мы, как правило, видим лишь на переменах, а вот со звонком на урок исчезает горящий взгляд, сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.
Необходима разрядка, поэтому нередко устраивают паузы, так называемые физкультминутки, когда дети выполняют несложные упражнения. Правда, порой педагоги неохотно идут на это. Не хочется прерывать насыщенный сложным материалом урок, отвлекаться. Но все же такие паузы - необходимый элемент урока. Но и к ним надо подходить творчески, стараясь всячески разнообразить это мероприятие. Например, «оживить» урок эмоционально или применить игру (в группах, в парах, у доски) для передвижения детей по классу. Поочередно поручать проведение физкультминуток самим детям. Научить детей пользоваться необходимым набором упражнений для саморелаксации на уроке в школе и дома. Применить подготовленные учениками заранее речевки. Использовать аудио-, видеоматериал. Использовать паузы с опорой на учебный предмет (так, учителя иностранного языка в это время вводят и активизируют новую лексику).
Как проверить, достигают ли физкультминутки своих целей? Каково их значение для сохранения здоровья школьников? Мы решили провести анкетирование на этот счет, чтобы обратить внимание педагогов и учащихся на физкультминутки как на необходимый элемент урока, обучить детей элементарным упражнениям для контроля над своим физическим и эмоциональным состоянием.
Вот какие вопросы мы задали своим респондентам.
1. Я ощущаю в школе заботу о моем здоровье («да» или «нет»).
2. Я устаю в большей степени от (отметить нужное, на ваш взгляд):
а) монотонности урока;
б) большого объема работы в классе;
в) неуютной обстановки в классе;
г) температурного и светового режима в классе.
3. Физкультурные паузы во время урока помогают мне сбросить физическую и моральную усталость («да» или «нет»).
4. Я не устаю на уроках по следующим предметам:
5. Для меня играет роль (отметить нужное, на ваш взгляд):
а) внешний вид учителя;
б) внешний вид учащихся;
в) спокойный тон;
г) добродушное отношение к ученикам;
д) другое
6. Меня беспокоит моя осанка («да» или «нет»).
7. Я выполняю дома упражнения, когда делаю домашнее задание:
а) через 15-20 минут делаю разминку (стоя);
б) слежу за осанкой (спина прямая, ноги вместе, согнуты в коленях под углом 900);
в) выполняю упражнения для глаз;
г) за компьютером сижу не больше 20 минут.
8. Я мог(ла) бы проводить физпаузы на уроках.
9. Чаще всего у меня болит:
а) голова;
б) живот;
в) горло;
г) спина.
10. Я пользуюсь классной аптечкой.
11. Я пью чистую воду в школе:
а) часто;
б) редко;
в) покупаю сладкую воду или сок.
Что дает такая анкета? Во-первых, обращает внимание и учащихся и педагогов на необходимость заботиться о своем здоровье. А во-вторых, и это, пожалуй, главное - подсказывает, как снимать усталость во время уроков.