15 октября 2009 года в соответствии с планом работы инновационного центра повышения квалификации «Школа здоровья» на базе МОУ СОШ №2 р.п.Беково и согласно плану ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования» состоялся семинар «Компетентностный и деятельностный подходы в формировании здорового стиля жизни школьников».
Целями семинара являлись:
1. Обобщение и распространение опыта работы школы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
2. Активизация в образовательных учреждениях района работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
В работе семинара приняли участие более сорока педагогов образовательных учреждений Бековского района, методисты Управления образования Бековского района Пензенской области и ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования».
В докладе «Система работы школы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» заместитель директора школы Какушкина С.А. осветила теоретические аспекты применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, проанализировала работу школы по основным направлениям здоровьесберегающей деятельности, рассказала об условиях, которые способствуют укреплению здоровья участников образовательного процесса и прививают навыки здорового образа жизни, о результатах и достижениях как детей, так и учителей и родителей в данном направлении.
Самостоятельно оценить проводимую в школе работу по здоровьесбережению школьников в учебном процессе и на внеурочных занятиях присутствующие на семинаре смогли, посетив открытые уроки:
1) «Корень слова» (русский язык, 3а класс, Пынина Г.Н. – учитель 1 категории), на всех этапах которого использовался материал, способствующий формированию навыков здорового образа жизни. В начале урока при обсуждении значения слова «здравствуйте», был создан положительный эмоциональный настрой. На этапе закрепления материала, рассматривая однокоренные слова к слову «рыбак», обсуждая среду обитания рыб, учащиеся пришли к выводу, что нельзя пить воду из водоемов, нужно использовать чистую воду. Домашнее задание было дифференцированным и связанным со словом «здоровье». Главным итогом всего урока стало формулирование правил ЗОЖ: соблюдай чистоту, правильно питайся, сочетай труд и отдых, больше двигайся и не заводи вредных привычек.
2) «Заимствованные слова» (русский язык, 6 класс, Кручинкина Т.В. – учитель 2 категории), который был построен на материале, связанном только со спортом: словарная работа, объяснение нового материала, закрепление. С целью повышения интереса к спорту, привития чувства патриотизма на уроке использовалась презентация о российских спортсменах, после обсуждения которой дети увлеченно рассказывали о своих спортивных достижениях. Урок был очень интересным и познавательным.
3) «Темперамент. Характер. Личность» (обществознание, 7 класс, Фомин Э.В. – учитель 1 категории), который способствовал применению знаний, полученных по теме «Психологический портрет личности», в области здорового образа жизни, например, как темперамент влияет на отношение человека к вредным привычкам, обучению работе в группе, формированию умения твердо отстаивать свою жизненную позицию.
4) «Спорт без границ» (немецкий язык, 10 класс, Бобкова В.А. – учитель высшей категории), в ходе которого ребята детально познакомились с развитием спорта в Германии, достижениями германских и российских спортсменов, Олимпийскими играми, проходившими в Германии и России. На протяжении всего урока внимание учащихся было сосредоточено на значимости занятий спортом, ведения здорового образа жизни. Школьники пришли к выводу, что спорт помогает человеку стать более работоспособным, полезным для общества, интересным, счастливым, несет массу положительных эмоций.
5) «Баскетбол. Совершенствование техники ведения мяча» (урок физической культуры в 6 классе, Малашков В.А. – учитель высшей категории);
· «Суд над вредными привычками» (внеклассное мероприятие в 8 классе, Балуева Н.Е. – учитель высшей категории), для достижения главной цели которого – пропаганды здорового образа жизни – решались задачи воспитания у подростков нетерпимости к курению, алкоголю и наркотикам, формирования привычки к здоровому стилю жизни, стремления творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.
· «Модальность как способ восприятия предмета» (мастер-класс, Рачков О.Н. – учитель высшей категории), цель которого - формирование компетенции по применению знаний в области психологии. Научившись определять модальность человека (его способ восприятия окружающего мира) и попытавшись работать в иной для себя самого системе образов, учитель может лучше понять собеседника, в нашем случае ученика и родителя, «достучаться» до него, в том числе, и создать мотивацию к формированию здорового стиля жизни, повысить комфортность взаимоотношений, а, значит, сохранить психическое здоровье ребенка, родителя и себя самого.
· «Влияние пищевых добавок на здоровье человека» (занятие предпрофильного курса «Химия вокруг нас» в 9 классе, Червякова Т.А. – учитель высшей категории). На этом занятии ребята ознакомились с основными видами пищевых добавок: усилителями вкуса, красителями, консервантами, эмульгаторами, антиокислителями, рассмотрели их негативное влияние на организм. Исследовав этикетки различных продуктов питания и безалкогольных напитков, пришли к выводу, что прежде, чем покупать в магазине привлекательные внешне или на вкус некоторые товары, нужно ознакомиться с их составом, чтобы не нанести вред своему здоровью. Результаты исследования удивили даже присутствовавших взрослых.
· «Режим дня школьника» (факультативное занятие курса «Быть здоровым – это модно!» в 5 классе, Васильчикова Е.В. – учитель биологии 2 категории). На занятии ребята активно обсудили свои личные режимы дня и разработали правильный режим дня для пятиклассников.
В процессе обмена мнениями по поводу увиденного гостям было предложено проанализировать занятия с позиций здоровьесбережения (Н.К.Смирнов). Присутствующие пришли к выводу, что все уроки соответствуют критериям оценки с точки зрения этого подхода, кроме того, все занятия были проведены на высоком методическом уровне, средствами всех учебных предметов на уроках проводилась пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом, широко использовались современные средства ИКТ. Особенно было отмечено, что на занятиях создается очень комфортная психологическая атмосфера, налажен тесный контакт учителя и учащихся.
При подведении итогов семинара методист районного методического кабинета Борисова О.П. и методист ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования» Кузина С.С. отметили высокий уровень подготовки коллективом школы данного семинара, системность работы школы по здоровьесбережению учащихся и призвали присутствующих активизировать работу в своих образовательных учреждениях в данном направлении. Было также принято решение распространить опыт работы школы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс посредством размещения наработанных школой материалов на Образовательном портале Пензенской области.