Руку дружбы - роднику!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Беково Бековского района Пензенской области

Руку дружбы - роднику!

 

Учащиеся МБОУ СОШ №2 р.п.Беково Матыскин Кирилл, Мурашов Сергей, Балаев Павел, Гнусарёв Илья, Китавцев Андрей и Самарин Евгений стали победителями в региональном конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов – 2013, с проектом «Руку дружбы – роднику».

В Пензенской области учтено 532 родника, неучтенных источников еще около 1,5–2 тысяч.

Родники, находящиеся в лесах, внесены в паспорта обходов лесной охраны, которая осуществляет контроль их состояния и проводит необходимую работу по благоустройству. Штат их слишком мал, чтобы охватить все родники, и мы, первые в районе, решили оказать помощь в выявлении неучтённых  источников и приведении их в надлежащий вид.

 Целью работы мы поставили - найти родник, которого нет в реестре лесного хозяйства, исследовать качество взятой из него воды и облагородить найденный источник.

Объектом исследования послужил забытый с XIX века родник, найденный в районе г.Шихан р.п.Беково Пензенской области.

Немного истории…

На гору Шихан близ села Беково в 1877 году Адриан Устинов (был крупным бековским помещиком 53 года (с 1830 года по 1883 год) и имел в своем распоряжении 2000 душ) провел деревянный водопровод, который наполнялся водой из родников, расположенных у подножья горы. По нему вода поступала в фонтан – каменную шестирукую наяду, державшую в каждой ладони по лилии. Из них струилась вода.

 Найденный родник

 

В соответствии с выбранной методикой изучение родника  проводили по следующему плану:

1. Физико-географическая характеристика района исследования.

2. Описание источника.

3. Выход родника. Дебит.

4. Куда течет вода? Зависимость количества воды в роднике от погоды.

5. Влияние родниковых вод на рельеф местности.

6. Определение качественного состава  воды:

- мутность, прозрачность, цвет, запах и др.;

- качественное определение на наличие сульфатов, гидрокарбонатов и хлоридов в  химической лаборатории школы;

- состав осадка.

7. Органический мир (растительность, животные).

8. Оценка экологического состояния родника.

Достигнутые результаты:

1. Нашли источник, которого нет в реестре лесного хозяйства, исследовали качество взятой из него воды, составили паспорт родника.

2. Расчистили  территорию вокруг источника.

3. Обложили  родник природным камнем и вставили трубу для стока воды.

4. Привели в порядок емкость для сбора воды: выпилили ветки, скрывающие её, очистили от мха и лишайника, побелили.

5. Сделали скамейку для отдыха около родника и ступеньки для спуска.

 

Расчистка выхода родника

Отведение воды

Замес цементного раствора

 

Предложения по охране и благоустройству источника (практические рекомендации):

1. Принять меры против эрозии почвы: посадить по краю склона, куда стекает вода из родника, кустарники для укрепления почвы.

2. Регулярно проводить акции по  чистке родника: стокового желоба, окружающей территории.

3. Периодически (2 раза в сезон) проводить анализ дебита воды в роднике.

4. Обратиться к жителям с предложением о разумном и экономном использовании воды, особенно в летнее время, и бережном отношении к прилегающей территории. Для этого составить листовки для жителей с просьбой не мусорить около родника, являющегося культурным наследием нашего посёлка, и беречь все, созданное природой и руками человека.

5. В школе провести беседы о том, что дает нам вода.

6. Весной провести школьные экологические  акции по уборке мусора на территории родника, в которых примут  участие школьники 5-11 классов.

7. Организовать и провести экскурсию  на родник для учащихся 1-4 классов школы.

8. Ежегодно, весной, проводить операцию «Живи, родник!» для учащихся 5-11 классов с целью поиска и очистки новых родников.

 

Транспортировка природного камня

 Кладка камня

 Уборка прилежащей территории

 

Перспектива. Заключение.

Мы планируем продолжить исследования и эколого-образовательную деятельность на территории родника, поскольку нами были обнаружены ещё несколько выходов воды на поверхность. Включить в работу и учеников начальной школы, организовав для них цикл бесед  и проведение экскурсий на тему: «Культурное наследие нашего посёлка», «Значение воды в жизни человека и окружающей среды», «Отличие родниковой воды от водопроводной» и другие, а также проведение экологических акций по очистке и уборке мусора на территории родника.

В дальнейшем планируем вести мониторинг обнаруженных нами источников и анализа качества воды.

Ходатайствовать перед администрацией лесного хозяйства о регистрации найденного нами родника и присвоении ему названия «Устинов».

Чистка емкости для сбора воды

Побелка емкости для сбора воды

Результат

Бескорыстная работа ребят уже отмечена дипломами регионального и общероссийского уровней:

   

Дата последнего обновления страницы 12.10.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения